ОПРЕДЕЛЯЕМ ВАШ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Предлагаем тест: «Какой у Вас стиль общения и воспитания?».

Ответьте на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него;

Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие и без разрешения, то вы:

А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять      правильное решение;

Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень дисциплинированный,  сосредоточился и хорошо  выполнил то, о чем вы его просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о       том, какой он у вас молодец;

Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы      поступите?

А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

Б) не обратите на это внимания;

В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь       историю о том, как невежливость мешает  нам жить.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы      предпочтете делать?

А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;

Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не       стоит поэтому обращать внимание на  «взрывы» его эмоций;

Б) эмоции и переживания ребенка  важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать;

В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично.

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;

Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого      должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять      процессом его  развития практически  невозможно, так что главная забота родителей,  чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и      воспитания;

В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с      родителями.

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много  раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы      было интересно решать.

10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом;

В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы в соответствии с ключом к тесту:

Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком; от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю; от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения  либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

 

Психолог отдела общественного здоровья                     Андрушкевич Т.В.