ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ

(памятка для родителей)

 

Застенчивые дети послушны, ведут себя тихо, не хотят привлекать к себе внимание, постоянно беспокоятся о том, что о них могут подумать другие. Для них характерна низкая самооценка. Застенчивые дети очень медленно и постепенно привыкают к новым для них ситуациям и окружению.

Причины застенчивости у детей

1. Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Часто родители таких детей также не уверены в себе. Поэтому ребенок может копировать родительскую модель поведения.

2. Стрессовые, травмирующие события в жизни ребенка, нарушение чувства безопасности: публичное критическое оценивание, высмеивание ребенка, – в результате у него может сложиться впечатление о себе, как о неуклюжем, некрасивом, плохом и недостойном человеке; существенные изменения жизни – переезд, переход в новую школу, серьезные проблемы в семье; отвержение со стороны важного для него человека или детского коллектива – застенчивым поведением он пытается обезопасить себя от новой травмы.

3. Характер общения в семье. Родители критикуют ребенка, предъявляют завышенные требования и ожидания к нему, и при этом отношения лишены теплоты и принятия.

Формы проявления застенчивости

ü отказ от новых знакомств, посещения новых мест, общения с новыми людьми;

ü долгое привыкание к незнакомой обстановке;

ü трудности при вступлении в контакт;

ü тихий голос;

ü активное сопротивление тому, чтобы быть в центре внимания;

ü отсутствие или очень ограниченное число друзей;

ü трудности в отстаивании своих интересов;

ü частое смущение, чувство вины, пугливость, обидчивость.

Если вовремя не обратить внимание на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек, со множеством различных комплексов. Поэтому справиться с застенчивостью ребенка вам помогут наши рекомендации:

1. Уделяйте ребенку как можно больше внимания. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства – дети любого возраста очень нуждаются в родительской нежности и любви.

2. Важно следить за своими критическими замечаниями в адрес ребенка, особенно произнесенными публично. Бессмысленно читать нотации и тем более кричать на ребенка. Нужно дать ему возможность почувствовать себя в безопасности, оказывая ему поддержку и спокойно реагируя на происходящее.

3. Чаще приглашайте к себе гостей с детьми. Игры, общение с детьми и взрослыми в непринужденной домашней обстановке постепенно вырабатывают у ребенка потребность в общении.

4. Общайтесь с ребенком на равных. Старайтесь внимательно его выслушать. Поощряйте его, когда он задает вопросы, и сами задавайте их. Спокойная беседа с ребенком будет не только способствовать созданию между вами атмосферы и отношения доверия, но и одновременно станет источником новой информации об окружающем мире.

5. Не кричите на ребенка, даже если он не прав. Подобное поведение – очередная ступенька к взаимному отчуждению. Попробуйте изменить тон общения. Пусть он будет решительный, но не крикливый.

6. Преодолеть замкнутость помогут коллективные игры. Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок будет чувствовать себя естественно и в повседневной жизни.

7. Одной из причин замкнутости могут быть проблемы со здоровьем, например плохое зрение, когда ребенку приходиться носить очки, или полнота, заикание и др. В этих случаях не обойтись без специальных занятий или лечения. Но родители могут помочь ребенку проще смотреть на свои недостатки, не зацикливаться на них, а относиться к ним, как к чему-то временному.

8. Позитивный опыт – лекарство от застенчивости. Несмотря на то, что застенчивый ребенок, безусловно, нуждается в поддержке и участии, надо давать ему возможность для самостоятельности в тех областях, где он может быть успешным. Например, застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом. Занятия творческой деятельностью могут помочь малышу стать увереннее в себе и общительнее.

Если же все предпринятые меры не помогают или избегание общения приобретает стойкий характер, следует обратиться к психологу за помощью.

 

Подготовил: психолог отдела

общественного здоровья                                                            Андрушкевич Т.В.

март 2019г.