Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами.
Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций (приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей).
Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом.
Помогая ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Так Вы покажете, как можно решить тревожащую его ситуацию.
Не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе с ним, обыгрывая возможные трудные ситуации через игру.
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие, конкретные, но достижимые цели.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами, а не с другими детьми.
Важно знать:
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности.
Чаще используйте ласковый телесный контакт.
У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Родители, помните: Ваша искренняя забота, поощрение даже небольших достижений помогут выстроить для тревожного ребенка правильный путь к жизненным успехам!
Психолог отдела общественного здоровья Андрушкевич Т.В.