Важнейшим фактором становления личности ребенка является его психологическая безопасность, которая заключается в отсутствии опасных условий для психического развития, исключаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.
Внешние источники психологической угрозы:
- Недостаточное внимание к воспитанию ребенка
- Манипулирование ребенком со стороны взрослых
- Агрессивное поведение взрослых по отношению к ребенку
- Враждебная агрессивная среда дома, в школе или на улице
- Необоснованные запреты
- Нарушения личностных границ ребенка
- Нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка
- Авторитарный стиль воспитания
Внутренние источники психологической угрозы:
- Негативные привычки, которые сформировались у ребенка
- Низкая самооценка
- Страх, неуверенность в своих силах, беспомощность
- Недоверие к миру, когда ребенок не чувствует себя защищенным (нарушается привязанность к родителям)
- Невнимательность и неконтролируемость своих действий
- Отсутствие ответственности за свои поступки
- Болезненные эмоции и чувства. Неумение ими управлять
Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка:
- Проблемы со сном, питанием
- Нарушение навыков самообслуживания
- Быстрая утомляемость
- Частые беспричинные слезы
- Беспокойство без видимых причин
- Неумение организовать свое время для учебы (занятий) и отдыха: «Мне скучно, мне нечем заняться»
- Уединение предпочтительнее общению со сверстниками
- Энурез
- Нервные тики
Как правильно обеспечить психологическую безопасность детей?
Для обеспечения психологической безопасности стоит внимательно относиться к тому, как вы ведете себя с детьми и при детях. Никогда не конфликтуйте в семье при ребенке, не проявляйте к нему или другим членам семьи агрессию.
Старайтесь строить доверительные взаимоотношения, не высмеивайте детей.
Проанализируйте свое собственное родительское отношение к ребенку, обоснованы ли претензии, неудовольствия. Давая указания, аргументируйте их целесообразность.
Наказывайте ребенка только после разбирательств и справедливо. Наказание должно соответствовать возрасту и недолжно включать физическое или психическое насилие.
Разговаривая с ребенком, не читайте нотации, не ругайте его, лучше расскажите о личном примере, который помог справиться с данной проблемой.
Понимайте и принимайте любую эмоцию ребенка: «Да, так бывает, что я сейчас могу для тебя сделать?»
Научитесь сами и научите своего ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя.
Защищайте своего ребенка всегда, давайте ему поддержку. Дома, в спокойной обстановке вы можете разобраться в причинах и вместе исправить последствия.
Обращайте внимание на доступ ребенка к опасной для его психики информации, старайтесь ограждать детей от сцен насилия и от опасных ситуаций.
Обратитесь к психологу, если необходима помощь.
Учитесь быть хорошими родителями, размышляйте над своими ошибками и не переносите их на детей. Помните, что у ваших детей будет своя жизнь, не заставляйте их проживать жизнь за вас, достигая за вас каких то целей. Ваша задача не в том, чтобы «он поступил в институт, ведь я когда-то не смог», и не в том чтобы «она стала учителем, как я мечтала», а в том, чтобы дать детям возможность гармонично развиваться, адаптироваться к этому миру, выбрать свой неповторимый путь и стать полноценным и счастливым человеком!
Психолог отдела общественного здоровья Андрушкевич Т.В.