Ключевыми направлениями профилактической медицины в настоящее время является: комплексный подход к изучению состояния здоровья различных групп населения, прежде всего, детей и подростков в связи с воздействием факторов среды обитания и условий жизнедеятельности.
Исследуя факторы, формирующие здоровье человека, следует учитывать, что последнее более чем на 50,0 % зависит от образа жизни, т. е. особенностей повседневной деятельности, охватывая у подростков их учебную активность, бытовую жизнедеятельность, формы организации досуга, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, степень участия в общественной жизни, руководящие принципы и правила поведения в обществе, в том числе в области здоровьесбережения.
К числу глобальных рисков состоянию здоровья подрастающего поколения в современных условиях следует отнести повсеместное внедрение непрерывно усложняющихся информационных технологий в учебный процесс, так и в досуг детей. Один из ключевых медико-социальных аспектов данной проблемы заключается в наличии риска формирования компьютерной зависимости и сопряженных с ней морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья пользователей. Чрезмерная увлеченность компьютерными технологиями приводит к тому, что компьютер (равно как и иной девайс) становится еще одним звеном в цепи: переутомление, малоподвижный образ жизни, неправильное питание и т. д., создающим фундамент формирования главных неинфекционных заболеваний населения.
Наиболее распространенными в подростковой среде поведенческими факторами риска являются: низкий уровень двигательной активности, несоблюдение режима дня и нерационально организованный досуг, дефекты питания и здоровьеразрушающее поведение, что ведет к ухудшению состояния их здоровья, снижению адаптационных возможностей и неспецифической резистентности организма и, как следствие, – росту функциональных нарушений и хронической патологии.
Всего лишь 2 / 5 обследованных школьников имеет гармоничное физическое развитие. В структуре функциональных нарушений и хронической патологии лидирующие позиции занимают болезни глаза и его придаточного аппарата; заболевания костно-мышечной системы; врожденные аномалии и пороки развития, деформации и хромосомные нарушения; болезни органов дыхания; а также болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
К подростковому возрасту отмечается достоверный рост новообразований, заболеваний крови и кроветворных органов, эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. У половины 15–18 летних девушек выявлены отклонения со стороны репродуктивной системы, четверть респондентов имеет высокий и очень высокий риск развития инфекций преимущественно передаваемых половым путем, при этом группу риска также формируют юноши.
Среди факторов риска формирования здоровья подрастающего поколения особо следует выделить стрессогенные воздействия. Практически для половины подростков (48,0 %) характерно наличие депрессивного состояния с различной степенью его выраженности.
Достаточно актуальной для современных подростков является проблема компьютерной зависимости, около 90,0 % из них имеет риск ее развития различной степени выраженности: от стадии увлеченности (55,49 %) до выраженного риска развития (32,49 %) и уже сформировавшейся зависимости (0,42 %) как патологического состояния. Характер формирования компьютерной зависимости имеет гендерную обусловленность: среди юношей отмечается более высокая вероятность ее развития, по сравнению с девушками. При этом для лиц женского пола более характерной является стадия увлеченности компьютерными, в то время как среди юношей в 1,5 раза чаще регистрируется выраженный риск развития компьютерной зависимости.
Риск формирования компьютерной зависимости имеет возрастную обусловленность: от класса к классу вероятность аддикции возрастает. По мере продвижения по ступеням образования прогрессирует частота встречаемости более выраженных форм ее развития. Риску формирования компьютерной аддикции в большей степени подвержены обучающиеся городских населенных пунктов, при этом вне зависимости от типа учреждения образования, наиболее часто регистрируемой является легкая степень выраженности риска еe формирования (53,9 % обследованных). Стадия выраженного риска компьютерной аддикции достоверно чаще встречается среди учащихся 9–11 классов, что определяет их как контингент повышенного риска. К группе риска по развитию девиантных форм следует отнести также обучающихся учреждений профессионально-технического образования, где регистрируется наибольшее число случаев выраженного риска развития компьютерной аддикции.
По мере прогрессирования стадии риска развития компьютерной зависимости отмечается нарастание эмоционального удовольствия в предвкушении и при работе за компьютером, теряется ощущение времени и увеличивается продолжительность работы за экраном монитора, появляются поведенческие и психические расстройства, первые признаки социальной дезадаптации, что создает порочный круг и требует организации специализированной психологической помощи.
Прогрессирующее увлечение компьютерными технологиями сопровождается ростом всевозможных психосоматических отклонений, прежде всего, нарушений со стороны органов зрения, опорно-двигательного аппарата и нервной системы, степень проявления которых имеет гендерную обусловленность и более выражена у лиц мужского пола. Нарушения со стороны органов зрения в 2,9 раза, опорно-двигательного аппарата – в 1,2 раза, нервной системы в 2,5 раза чаще регистрируются у мальчиков из группы высокого риска формирования компьютерной аддикции, чем у лиц без признаков компьютерной зависимости. Среди девочек данная закономерность подтверждается только в росте в 1,8 раза частоты встречаемости повышенного и высокого уровня тревожности.
На фоне прогрессирования риска формирования компьютерной зависимости, как у юношей, так и у девушек, резко возрастает уровень тревожности вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу в 26,0 и 6,5 раз, увеличивающихся проблем в отношениях с учителями – в 4,4 и 25,0 раз, страха несоответствия ожиданиям окружающих – в 1,9 и 3,25 раза, страха ситуации проверки знаний – в 2,2 и 1,4 раза, переживания социального стресса – в 4,4 и 3,25 раза, соответственно гендерному распределению.
В условиях выраженного риска формирования компьютерной аддикции претерпевают изменения адаптационные резервы организма. Среди группы выраженного риска формирования компьютерной аддикции в 1,5–2,5 раза чаще регистрируется сниженное состояние адаптационного потенциала системы кровообращения, как в состоянии покоя, так и после нагрузки; ухудшается функция внешнего дыхания, что подтверждается результатами выполнения пробы Серкина (снижается число здоровых тренированных лиц и растет число лиц со скрытой его недостаточностью); в 2,0 раза снижается регистрация отличной реакции сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс. Наиболее выраженное, статистически значимое (p < 0,01), влияние отмечается на психоэмоциональный статус организма пользователя – в 3,0 раза снижается частота регистрации оптимальных значений показателя САН (самочувствие, активность, настроение), при этом средневзвешенный показатель САН имеет крайне низкие (ниже 3,5 оценочных баллов) значения.
По мере увеличения риска формирования компьютерной зависимости происходит изменение характера поведения личности как проявление абстинентного синдрома: улучшение настроения при начале работы за компьютером или в ее предвкушении, невозможность остановиться, ощущение пустоты, а также депрессия и раздражение вне компьютера; тревога и злость при невозможности поиграть за компьютером 41 или выйти в интернет; постепенное увеличение продолжительности работы за экраном монитора, нарастающее по мере накопления «стажа работы» за компьютером.
Таким образом, система комплексной гигиенической оценки состояния здоровья учащихся в условиях использования современных научно-технических средств обучения, основанная на оценке рисков, позволяет получить объективную информацию, необходимую для разработки тактики и стратегии профилактических мероприятий, принятия обоснованных управленческих решений в области организации здоровьесбережения и обеспечения гарантированной безопасности среды обитания детского населения, тем самым способствуя сохранению здоровья подрастающего поколения, что определяет ее как методологическую основу управления здоровьем населения в условиях цифрового общества.
Литература - Борисова Т. С., Солтан М. М., Бобок Н. В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет», г. Минск, Республика Беларусь