ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ПРИУРОЧЕНА К 95-ЛЕТИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Петухов Ю.С., Киселев А.М., Синкевич В.А.,  Зинкевич Л.Ф., Муквич Н.А.

Учреждение государственный архив Витебской области,

ГУ «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», Витебск

 

С начала XX века санитарная служба Витебщины прошла непростой путь становления. Санитарные органы в виде попечительств и санитарных комиссий существовали уже в имперской России, однако не могли обеспечить необходимую защиту населения от инфекционных заболеваний. Эпидемическая ситуация в регионе ещё более ухудшилась после I Мировой войны, когда повсеместно стали регистрироваться случаи оспы, сыпного и брюшного тифа, дизентерии, дифтерии, скарлатины и т. д.  

После установления в регионе советской власти одной из самых насущных социальных задач стала ликвидация инфекционных заболеваний. Вместе с тем, её осуществление было невозможно без создания эффективно действующих органов санитарного надзора. Уже 20 декабря 1917 г. вместо упразднённого врачебного отделения Витебского губернского правления была создана санитарно-медицинская секция Витебского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В её задачи помимо организации здравоохранения входило также осуществление санитарного надзора в губернии. 24 августа 1918 г. в составе секции был образован санитарный подотдел, возглавляемый врачом Струженским. С июля 1919 г. его возглавил А. Я. Гуткин, и с учётом некоторых организационных преобразований подотдел действовал до ликвидации Витебской губернии в 1924 г.

Однако эпидемическая ситуация на Витебщине в этот период времени всё ещё оставалась крайне нестабильной. Этому способствовал и слабый уровень развития санитарного дела в регионе. В 1918 г., например, городское самоуправление Витебска располагало 1 санитарным врачом, 1 санитарно-дезинфекционным отрядом (располагавшимся по адресу ул. Воскресенская, 3), и небольшой санитарно-бактериологической лабораторией. Данный штат сотрудников не мог эффективно бороться с распространёнными среди населения оспой, тифом, дизентерией, холерой. 

В целях поддержания санитарного порядка и усиления борьбы с инфекционными заболеваниями в 1919 г. была создана санитарная милиция в составе 1 старшего санитарного врача, 2 младших врачей и 8 санитарных надзирателей. В распоряжение санитарной милиции были откомандированы общегражданские милиционеры, работавшие под руководством врачей и санитарных надзирателей и прослушавшие специальный курс городской санитарии и оказания первой помощи. В задачи организации входило наблюдение за источниками водоснабжения, санитарным состоянием мест массового скопления людей, гостиниц, вокзалов, базаров, тюрем, магазинов, постоялых дворов, учреждений и организаций, а также отдельных дворов и частных квартир.

Вместе с тем, в 1921 г. отмечалось “крайне плачевное” состояние санитарного дела в губернии. О прекращении эпидемий упоминается только в “Тезисах по санитарии и эпидемиологии”, принятых в декабре 1923 г., однако как неустойчивое, санитарное состояние БССР в целом и Витебского региона в частности будет характеризоваться и в 1930 г. Официальный статус был придан службе Постановлением Совнаркома БССР от 23.09.1926 г. «Об утверждении Положения о санитарных органах народного комиссариата здравоохранения БССР». В такой ситуации закономерным выглядит создание в конце 20-х гг. санитарных станций. Из документальных источников известно, что на территории БССР в 1939 г. их насчитывалось 16.

Точной даты создания санитарной станции в г. Витебске (в 1940 г. располагалась по адресу ул. В. Набережная, 91) при исследовании материалов, находящихся на хранении в Государственном архиве, выяснить не удалось, однако первые документы, свидетельствующие о её деятельности, относятся к 1929 г. Наиболее полно история данного учреждения прослеживается с 1933 г., когда на должность заведующего на основании приказа Народного Комиссариата здравоохранения (НКЗ) БССР от 8 декабря 1933 г. поступил Савченко, и стала систематически вестись книга приказов Витебской межрайонной санитарной станции. Согласно приказу от 23 декабря 1933 г., на различные должности в данном учреждении были приняты 34 человека.

12 октября 1933 г. НКЗ БССР было утверждено Положение о межрайонной санитарной станции. Согласно Положению, санитарная станция являлась самостоятельным учреждением, подчинённым районному отделу здравоохранения соответствующего района и санитарно-эпидемиологическому сектору НКЗ. Статус межрайонных давался некоторым станциям для придания большей оперативности осуществлению противоэпидемиологических мероприятий и приближения различных видов санитарно-эпидемиологического обслуживания к тем районам, где подобная деятельность ещё не была организована. Документы свидетельствуют, что в 30-е гг. на территории Витебской области действовало 4 межрайонных санитарных станции (в Витебске, Орше, Полоцке и Лепеле).

Согласно Положению, среди основных задач межрайонной санитарной станции выделялись следующие:

–        инспектирование районных отделов здравоохранения и работников санитарно-эпидемиологической службы этих районов по роду деятельности станции;

–        инструктирование районных отделов здравоохранения и работников местной санитарно-эпидемиологической службы по исполнению директив правительства и НКЗ в сфере санитарно-эпидемиологической деятельности;

–        консультирование районных отделов здравоохранения и работников местной санитарно-эпидемиологической службы по различным вопросам санитарии и эпидемиологии;

–        непосредственная помощь в ликвидации вспышек эпидемиологических заболеваний и проведении массовых профилактических мероприятий в подведомственных районах.

На межрайонные санитарные станции возлагалось также:

–        проведение профилактических оздоровительных мероприятий;

–        осуществление мероприятий по ликвидации отдельных вспышек инфекционных заболеваний;

–        своевременное выявление случаев инфекционных заболеваний и решительное развёртывание мероприятий с целью предупреждения их эпидемического распространения;

–        разработка планов противоэпидемических и санитарно-оздоровительных мероприятий и непосредственное осуществление этих планов; санитарно-эпидемиологическое изучение обслуживаемых районов по планам и заданиям НКЗ и по собственной инициативе;

–        надзор и консультация других ведомств и организаций по осуществлению постановлений правительства в области санитарно-оздоровительной и противоэпидемической деятельности;

–        разработка мероприятий по санитарному оздоровлению отдельных объектов и активное участие в проведении этих мероприятий.

Согласно постановлению СНК БССР № 1669 от 24 октября 1933 г. “Об утверждении положения о санитарной инспекции органов здравоохранения”, все санитарные органы “реорганизовывались в санитарные инспекции органов здравоохранения”. Однако это не означало ликвидации межрайонной санитарной станции как таковой, изменилась только её подчинённость.  К тому же основные должности в Витебской санитарной инспекции заняли врачи межрайонной санитарной станции. К примеру, должности старшего государственного санинспектора по Витебской области и заведующего санстанцией совмещал уже упомянутый выше Савченко. Отдел пищевой санитарии Витебской Госсанинспекции возглавил санврач-пищевик санстанции Э. Х. Белкин, отдел коммунальной санитарии Госсанинспекции – санврач-коммунальник Н. И. Ерпелёва и т. д. Упомянутый Э. Х. Белкин занял в 1940 г. должности заведующего санстанцией и старшего государственного санинспектора по Витебской области.

Несмотря на значительные достижения в области борьбы с инфекционными заболеваниями, эпидемическая ситуация в довоенный период оставалась достаточно сложной. В то же время, эволюция санитарных органов от чрезвычайных к профилактическим и прогресс эпидемической обстановки в области в 20-е – 30-е гг. были прерваны Великой Отечественной войной.

В результате военных действий вся сеть санитарно-эпидемиологических учреждений оказалась разрушенной, имущество довоенных санитарных учреждений было эвакуировано или разграблено, отсутствовали специалисты необходимого профиля. Кроме того, эпидемическая ситуация была близка к критической: регистрировались эпидемии сыпного и брюшного тифа, малярии и других инфекций. В таких условиях восстановление сети санитарных учреждений становилось не только насущным, но и крайне необходимым.

Уже в марте 1944 г. в списке первоочередных мероприятий по восстановлению здравоохранения в освобождённых от оккупантов городах и сёлах Витебской области предусматривалось открытие в городах и райцентрах санитарных станций (если таковые существовали до войны). В решении Витебского облисполкома от 25 июля 1944 г. № 54 “Об открытии в г. Витебске больницы, детской поликлиники, детских яслей и санэпидстанции” было указано, что последнее из отмеченных учреждений должно было быть открыто в г. Витебске не позднее 10 августа 1944 г. По всей видимости, в этот срок санэпидстанция и начала функционировать под руководством Я. Д. Могалифа. Согласно распоряжению НКЗ БССР от 18 августа 1944 г., последний был откомандирован в распоряжение Наркомздрава, а начальником областной санстанции 8 сентября 1944 г. был назначен И. В. Демьяченок.

В 1946 г. в области была развёрнута сеть санитарно-эпидемических учреждений, состоящая из 17 районных санэпидстанций, 2 городских и 1 областной санэпидстанции. С 27 февраля 1946 г. Витебская санитарно-эпидемиологическая станция действовала на основании утверждённого заместителем наркома здравоохранения СССР А. Я. Кузнецовым Положения об областной санитарно-эпидемиологической станции. В 1948 г. станция имела следующую организационную структуру, согласно постановления Совета Министров СССР № 4029 от 23 октября 1948 г. и приказа Министерства здравоохранения СССР от 2 июля 1948 г. № 357:

–        административно-хозяйственный отдел;

–        санитарно-противоэпидемический отдел;

–        лаборатория с отделениями жилищно-коммунальной санитарии, пищевым и бактериологическим;

–        дезинфекционное отделение с подотделом противоэпидемической дезинфекции;

–        антирабическое отделение;

–        пункт по сбору крови;

–        коревое отделение.

Основными задачами облсанстанции являлись:

–        составление комплексного плана проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий в области на основе санитарно-эпидемиологического состояния области, демографических данных изучения статистического материала о заболеваемости и учета экономического положения об­ласти:

–        организация и проведение массовых мероприятий по предупреждению и ликвидации остро-заразных заболеваний в области как через медико-санитарные учреждения области, так и самостоятельно;

–        проведение работ по выемке проб и лабораторному анализу воды, пищевых продуктов, воздуха и т. п. как по заданиям областного госсанинспектора, так и самостоятельно. Консультация и проведение экспертизы по всем вопросам эпидемиологии, гигиены и санитарии;

–        организация и проведение семинаров для ме­дицинских работников по санитарным и противоэпидемическим вопросам и подготовка санитарного актива;

–        организация и проведение санитарно-просветительных работ среди населения области с привлечением к этому делу всех медико-санитарных учреждений области.

В послевоенный период Витебская областная санэпидстанция выполняла большую работу по проведению санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в районах, освобожденных от немецкой оккупации или неблагополучных в эпидемическом отношении.

В 50-60-е гг. в связи с ликвидацией крупных эпидемий инфекционных заболеваний в деятельности санитарно-эпидемических учреждений области все более прослеживается гигиеническая и профилактическая направленность. В этот период документы Витебской облСЭС в основном свидетельствуют не о противоэпидемической, а, скорее, более профилактической и даже методической её деятельности. К примеру, из документальных источников известно, что в 1953 г. на базе облСЭС были проведены трёхмесячные курсы дезинфекторов в количестве 25 человек для лиц, работающих в лечебных учреждениях и хозяйственных организациях, но не имеющих образования по данной специальности. В 1953 г. на базе облСЭС было также подготовлено 14 помощников эпидемиологов, 17 заведующих дезделами на полуторамесячных курсах усовершенствования, проведены семинары с врачами по постановке антирабического, прививочного, лабораторного дела.

В фондах Государственного архива также содержатся сведения о лицах, занимавших должность главврача Витебской облСЭС, однако, ввиду фрагментарности сведений, установить чёткую хронологию их преемственности не представляется возможным. Имеются сведения о том, что в данной должности работали Артемьева (совместительство на 0,5 оклада – 1953 г.), Н. П. Лятохо (1953 г.), М.А.Кореневский (1956 г.). Последний с 30 января 1957 г. в соответствии с приказом по Витебскому областному отделу здравоохранения №32 был назначен заместителем заведующего облздравотделом по санэпидработе.

В 1960 – 1968 гг. санитарно-эпидемиологическая служба Витебской области руководствовалась Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №58 от 14 января 1960 г. “О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР” и соответствующим Постановлением ЦК КПБ и Совмина БССР от 12 марта 1960 г. В конце 1968 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление №517 “О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской работы в стране”. ЦК КПБ и Совет Министров БССР приняли аналогичное постановление. Эти программные для всего здравоохранения документы легли в основу работы областной санстанции в этот период времени.

31 мая 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР утверждается “Положение о государственном санитарном надзоре в СССР”, которое легло в основу дальнейшей деятельности областной санитарно-эпидемиологической станции. Согласно этому постановлению, указанное учреждение являлось самостоятельным, подчинённым в административном отношении отделу здравоохранения Витебского облисполкома, а по функциям государственного санитарного надзора – Главному санитарно-эпидемиологическому управлению Министерства здравоохранения БССР. С этого момента основными задачами санитарно-эпидемиологической станции являлись:

–        обеспечение организационного и методического руководства санэпидстанциями области, оказание им методической и практической помощи в организации и проведении санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий;

–        осуществление контроля за организацией и проведением всех санитарно-противоэпидемических мероприятий ведомствами, промышленными предприятиями, учреждениями и хозяйствами с целью обеспечения здоровых в санитарно-эпидемическом отношении условий учёбы, труда, быта и отдыха населения, предупреждения и снижения общей инфекционной и профессиональной заболеваемости, а также действенной профилактики пищевых отравлений ядохимикатами, применяемыми в сельском хозяйстве;

Содержание работы областной санитарно-эпидемиологической станции в этот период времени было следующим:

–        изучение санитарно-эпидемиологического состояния области, инфекционной, профессиональной заболеваемости населения и разработка на его основе предложений и планов профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и контроль за их выполнением;

–        непосредственный государственный санитарный надзор за особо важными в гигиеническом отношении объектами;

–        анализ материалов по исследованию вредного влияния загрязнения внешней среды на здоровье и бытовые условия жизни населения;

–        оказание практической помощи санэпидстанциям при ликвидации вспышек инфекционных и паразитарных заболеваний и в очагах карантинных инфекций, расследование массовых пищевых отравлений, причин профессиональной заболеваемости и разработка мероприятий о их профилактике;

–        осуществление контроля за хранением бактерийных и вирусных препаратов в санстанциях области;

–        изучение, обобщение и распространение передовых форм и методов работы санэпидстанции и т. д.

Организационная структура областной санитарно-эпидемиологической станции в течение 1970-80-х гг. не претерпевала значительных изменений. В 1979 г., согласно штатному расписанию, структура санэпидстанции включала следующие компоненты:

–        организационный отдел;

–        санитарно-гигиенический отдел с отделениями коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, гигиены детей и подростков;

–        лаборатория с отделениями коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, физико-химических методов исследования, токсикологическим отделением и радиологической группой;

–        эпидемиологический отдел с противоэпидемическим и паразитологическим отделениями;

–        бактериологическая лаборатория с бактериологическим и вирусологическим отделениями;

–        дезинфекционный отдел;

–        отдел особо опасных инфекций;

–        отделение по сбору абортной и плацентарной крови.

Анализ штатного расписания медицинского и инженерно-технического персонала санстанции на 1984 г. позволяет отметить, что к этому времени организационная структура учреждения в целом была сохранена, однако отделение по сбору абортной и плацентарной крови было ликвидировано. Согласно аналогичному штатному расписанию на 1987 г., радиологическая группа была преобразована в отдел, а в составе лаборатории выделены отделение по определению остаточных количеств ядохимикатов в продуктах питания и внешней среде и оперативная лаборатория электромагнитных полей и других физических факторов.

В 1990 г. Витебская областная санитарно-эпидемиологическая станция приобрела следующую структуру:

–        организационный отдел с группой по стандартизации и метрологическому обеспечению;

–        санитарно-гигиенический отдел с отделениями коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, гигиены детей и подростков;

–        лаборатория с отделениями коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, физико-химических методов исследования, токсикологическим отделением, отделением по определению остаточных количеств ядохимикатов в продуктах питания и внешней среде и оперативной лабораторией электромагнитных полей и других физических факторов;

–        эпидемиологический отдел с противоэпидемическим и паразитологическим отделениями;

–        бактериологическая лаборатория с бактериологическим отделением;

–        дезинфекционный отдел;

–        отдел особо опасных инфекций с лабораторным отделением СПИД;

–        отдел радиационной гигиены.

1 июля 1990 г. на основании решения Витебского облисполкома №160 от 25 мая 1990 г. санэпидслужба области была реорганизована с целью совершенствования управления и повышения качества и эффективности государственного санитарного надзора. На базе Витебской областной санитарно-эпидемиологической станции был создан Витебский областной центр гигиены и эпидемиологии (далее - ВОЦГЭ). Вместе с тем, на основе областного, Витебского городского и Витебского районного центров гигиены и эпидемиологии (далее – ЦГЭ) было организовано областное территориальное медицинское объединение гигиены и эпидемиологии, головным учреждением которого стал ВОЦГЭ.

Последний, согласно уставу, утвержденному 16 марта 1994 г. начальником управления здравоохранения Витебского облисполкома В. Н. Лекторовым, в административном отношении подчинялся управлению здравоохранения облисполкома, а по функции госсаннадзора – Республиканскому центру гигиены и эпидемиологии.

Основными задачами центра являлись:

-       изучение и оценка на основании материалов территориальных центров гигиены и эпидемиологии и собственных данных социально-медицинского, гигиенического и эпидемиологического состояния области;

-       разработка профилактических, оздоровительных, противоэпидемических мероприятий, направленных на повышение показателей здоровья населения, снижение заболеваемости, связанной с неблагоприятными экологическими, профессиональными, бытовыми и другими факторами, а также организация контроля за выполнением этих мероприятий;

-       подготовка предложений и проектов решений в органы власти и управления, постановлений главного государственного санитарного врача по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

-       подготовка предложений и проектов решений главного государственного врача области по вопросам улучшения работы территориальных ЦГЭ;

-       организационно-методическое руководство территориальными ЦГЭ, включая информационное и научно-методическое обеспечение, координацию действий, изучение, обобщение и распространение передового опыта, новых форм и методов работы, практическую помощь на местах, контроль исполнения и т. д;

-       разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию и повышению эффективности государственного санитарного надзора в городах и районах области в т. ч. по лабораторному обеспечению, определение приоритетных задач и др.

Сегодня государственное учреждение «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» является самостоятельным учреждением, в структуру, которого входят отделы: гигиены, эпидемиологии, общественного здоровья, профилактики СПИД и лабораторный со следующими лабораториями: микробиологической, санитарно-химических и токсикологических исследований, физических факторов.

В настоящее время в соответствии со статьей 32 главы 6 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (с изменениями и дополнениями) государственный санитарный надзор включает в себя:

–    проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

–    проведение эпидемиологического слежения;

–  проведение выборочных и внеплановых проверок организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, а также физических лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, по вопросам соблюдения ими законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза;

– проведение мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

– осуществление мер профилактического и предупредительного характера, предусмотренных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

– проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы;

– проведение государственной регистрации;

– проведение социально-гигиенического мониторинга;

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Витебской области как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качества жизни населения, совершенствования организации деятельности учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, в 2021 году усилия санитарно-эпидемиологической службы области сосредоточены на следующих приоритетных направлениях деятельности:

– реализация законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенствование государственного санитарного надзора. Повышение эффективности и результативности контрольной (надзорной) деятельности и ее обеспечения;

  – совершенствование государственного санитарного надзора по реализации законодательства, направленного на снижение потенциального риска влияния вредных факторов среды обитания, небезопасной продукции для жизни и здоровья человека. Осуществление надзорных (контрольных) мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода;

          – организация проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий (в т.ч. по предупреждению завоза и распространения инфекции COVID-19, проведению вакцинации против инфекции COVID-19) в целях обеспечения стабильной эпидемиологической ситуации, биологической безопасности и предупреждения распространения инфекционных болезней;

– формирование здорового образа жизни и совершенствование социально-гигиенического мониторинга в рамках достижения Целей устойчивого развития;

– оптимизация и развитие системы лабораторного обеспечения государственного санитарного надзора;

– оптимизация кадрового потенциала и реализация комплекса мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Укрепление материально-технической базы учреждений;

– совершенствование информатизации деятельности учреждений государственного санитарного надзора по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.