ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
”Здоровые города и поселки“
1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
В Республике Беларусь, как и в других странах мира, неинфекционная заболеваемость стала основной причиной высокой смертности населения и экономических потерь в связи с возникающей нетрудоспособностью и затратами на медицинское обслуживание.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, бремя неинфекционных болезней в Республике Беларусь по показателю совокупного ущерба от основных групп болезней оценивалось в 4,67 млрд. BYN (или 5,4 процента ВВП).
Проведенное в 2016 – 2017 годах в Беларуси общенациональное исследование распространенности основных факторов риска неинфекционных болезней показало, что более 40 процентов населения имеют три и более из пяти основных факторов риска здоровью (ежедневное табакокурение, низкий уровень потребления овощей и фруктов, гиподинамия, избыточный вес и повышенное артериальное давление).
В связи с этим возрастает значимость профилактики как системы мер, направленных на устранение причин и условий, вызывающих болезни, создание здоровьесберегающей среды жизнедеятельности и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Это может быть обеспечено путем повышения эффективности межведомственного взаимодействия, актуализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения с учетом всех аспектов территориального устойчивого развития (экономика, планирование территорий‚ архитектура и строительство, промышленность, транспорт‚ энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное движение и другое).
Реализация в стране государственного профилактического проекта ”Здоровые города и поселки“ обеспечит достижение медико-демографической устойчивости территории, осуществление государственной политики по профилактике болезней и формированию ЗОЖ, развитие здравоохранения на основе взаимодействия с органами власти и позволит решить следующие задачи:
стимулирование создания и реализации территориальных программ, направленных на дополнительную мотивацию общества к физической активности, здоровому питанию, снижению курения, потребления алкоголя, отказу от потребления наркотиков, предупреждению травматизма, повышению культуры здоровья;
расширение государственно-частного партнерства для создания и поддержания здоровьесберегающей среды жизнедеятельности населения, а также инвестирования в устойчивое развитие территорий в области здоровья и здравоохранения;
партнерство с Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения по проекту ”Здоровые города“ и иными международными организациями.
Проект ”Здоровые города“ стартовал в Республике Беларусь в 2012 году, и его развитие предусмотрено в Государственной программе ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее – государственная программа). Ответственными исполнителями по реализации проекта ”Здоровые города“ на территории республики определены Министерство здравоохранения, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.
В проекте ”Здоровые города“, в том числе для реализации отдельных его элементов, задействовано 88 населенных пунктов страны.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ
В Послании Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. белорусскому народу и Национальному собранию от 19 апреля 2019 г. поставлена задача реализовать государственный профилактический проект ”Здоровые города и поселки“ (далее – проект) и создать национальную сеть ”Здоровые города и поселки“ (далее – национальная сеть).
Реализация проекта и создание национальной сети позволят объединить усилия органов государственной власти, субъектов хозяйствования, общественных организаций и населения для интеграции проекта с задачами по реализации политики устойчивого развития административно-территориальных единиц по выполнению целевых показателей государственной программы, в том числе в рамках достижения показателей целей устойчивого развития.
3. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется по разработанным и утвержденным планам мероприятий, базирующихся на данных проведенного анализа медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации. Управление проектом осуществляется координационной группой управления (далее – группа управления) при Межведомственном совете по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Межведомственный совет).
Группа управления состоит из представителей государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных организаций. Возглавляет группу управления руководитель (координатор) из числа заместителей Министра здравоохранения.
Организационное сопровождение и обеспечение деятельности группы управления осуществляет ГУ ”Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья“.
Состав группы управления и ее руководитель утверждаются решением Межведомственного совета (или его председателем) по предложению Министерства здравоохранения и других заинтересованных.
Группа управления разрабатывает план основных мероприятий по реализации проекта сроком на пять лет и представляет его для утверждения решением Межведомственного совета (или его председателем).
На уровне административно-территориальной единицы областных, районных (городских) межведомственных советов (далее – территориальные межведомственные советы) создаются областные, районные (городские) отделения группы управления, состоящие из представителей органов местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и других.
Состав отделения группы управления и его руководитель утверждаются на заседании территориального межведомственного совета по предложению органов местного управления и самоуправления и других заинтересованных.
Организационно-техническое сопровождение деятельности отделения группы управления обеспечивает территориальный центр гигиены и эпидемиологии.
Реализация проекта на уровне административно-территориальной единицы осуществляется путем ежегодного планирования.
4. ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основные принципы реализации проекта и деятельности в рамках национальной сети:
организационная подготовка и поддержка местных инициатив, содействующих формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни (далее – инициативы ЗОЖ), на основе использования передового опыта;
поиск и стимулирование инвестиций в модернизацию существующих и внедрение новых элементов здоровой городской среды;
планирование профилактических мероприятий на основе данных о медико-демографической ситуации, социально-гигиенического и экологического состояния территории;
интеграция мероприятий в рамках национальной сети с республиканскими и областными профилактическими программами и проектами.
Основные инициативы ЗОЖ:
1. общегородские акции для стимулирования повышения двигательной активности населения, включая людей пожилого возраста и инвалидов;
2. расширение доступности и увеличение посещаемости физкультурно-спортивных сооружений;
3. создание инициативных групп по обучению формам двигательной активности;
4. развитие велосипедного движения;
5. стимулирование выпуска (реализации) предприятиями пищевой промышленности, торговли продукции с пониженным содержанием сахара, соли, жира, обогащенной витаминами и нутриентами;
6. формирование у населения культуры здорового питания;
7. последовательное внедрение современных организационно-структурных элементов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в учреждениях образования;
8. внедрение новых форм коммуникации с населением для повышения культуры и формирования мотивации к здоровому образу жизни;
9. проведение работы по оздоровлению рабочих мест;
10. улучшение инфраструктурного планирования населенных пунктов, в первую очередь в части регулирования движения транзитного транспорта, роста протяженности улиц с твердым покрытием, развития безбарьерной среды, дополнительного озеленения и создания и (или) обновления внутригородских и пригородных зон отдыха и другое;
11. разработка, поддержка (поощрение) и реализация инициатив на административной территории по наиболее актуальным темам с учетом медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации с вовлечением широких слоев населения;
12. подготовка волонтеров и создание волонтерских клубов по ЗОЖ и другим вопросам;
13. постановка вопросов, связанных с повышением ответственности субъектов социально-экономической деятельности за улучшение здоровья населения территории;
14. партнерство с общественными организациями.
Работа в рамках национальной сети строится на межведомственном взаимодействии для сохранения и укрепления здоровья с охватом практически всех социальных и возрастных групп населения.
Инициативы ЗОЖ реализуются в различных формах:
праздники, акции и выставки здорового образа жизни, клубы здоровья и другое;
тренинги, круглые столы, лекции, слушания по конкретным медико-демографическим, социально-гигиеническим и экологическим проблемам города или поселка, в том числе с участием депутатов местных Советов и представителей общественных организаций;
анкетирование в фокус-группах населения и проведение социологических исследований.
Мероприятия в рамках реализации национальной сети отражаются в планах действий по профилактике заболеваний и ЗОЖ, в том числе как инструмент по достижению показателей целей устойчивого развития административно-территориальных единиц.
На республиканском уровне:
организуется проведение республиканского форума ”Здоровые города и поселки Беларуси – движение к устойчивому будущему!“;
организуются соревнования среди административно-территориальных единиц, на территории которых реализуется проект и населенные пункты которых активно продвигаются для вхождения в национальную сеть;
обобщаются и распространяются на территориях административно-территориальных единиц Республики Беларусь лучшие примеры по реализации проекта.
На областном, районном (городском) уровне:
создается постоянно действующая система конкурсной оценки для выбора лучших инициатив ЗОЖ среди городов и населенных пунктов;
проводятся фестивали (конкурсы) населенных пунктов, участвующих в реализации проекта, по различным номинациям, отражающим степень активности деятельности для вхождения в национальную сеть.
5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Финансирование мероприятий проекта осуществляется в пределах финансового обеспечения государственных программ, за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.
Оценка эффективности реализации проекта приводится по основным и дополнительным критериям областными, районными (городскими) отделениями группы управления при методической помощи территориальных центров гигиены и эпидемиологии.
Выбор критериев осуществляется из базового перечня критериев, разрабатываемого группой управления.
Областными, районными (городскими) отделениями группы управления ежегодно подводятся итоги реализации проекта с оценкой его эффективности.
Областной план основных мероприятий по реализации государственного профилактического проекта